Содержание материала

 Птицелов

В 1870 году Василия Григорьевича постиг жестокий удар: от эпидемии умерли жена и двое старших детей, остался один младший сын. Смириться с этим было невозможно. Боль утраты лишала Перова сил, он терял веру в жизнь! Спасали только друзья и редкие светлые воспоминания.

Писать картины-протесты он больше не мог: измученное сердце просило пощады. Перов обратился к повседневной жизни маленького человека, к его простым заботам и радостям. То один, то с художником Прянишниковым он бродил по московским окрестностям, стараясь утишить больные нервы, и как-то по осени заметил в лесу старика. Он лежал на траве, тихонько насвистывая в дудочку, приманивая щегла; рядом со стариком сидел мальчик.

Ловля птиц на Руси велась исстари. Ловили под осень, зиму держали дома, кормили и наслаждались пением, а на Благовещение выпускали. Этот трогательный обычай описан в стихотворении Пушкина:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Василий Григорьевич начал картину «Птицелов». Ему ли не знать того душевного трепета, когда сидишь в засаде и ждешь, что в западёнку угодит доверчивая пичуга! Сколько он переловил их под Арзамасом, ежась в прохладе раннего утра, слушая еще робкие лесные звуки! А когда восходящее солнце эти пичуги встречали пением, то и ловить не хотелось, а только бы слушать и слушать. Божьи создания, как они радовали!

Душевно, бесхитростно написал Перов «Птицелова». Пейзаж на картине выполнил Алексей Кондратьевич Саврасов.

«Много ли наших картин можно сравнить с нынешним «Птицеловом»? –– восхищался Владимир Васильевич Стасов. –– Ведь это будто точь-в-точь отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева!»

За картины «Странник» и «Птицелов» Василий Григорьевич получил звание профессора, и вскоре начал преподавать в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Наставлял учеников: «Чтобы быть вполне художником, нужно быть творцом; а чтобы быть творцом, нужно воспитать ум и сердце, воспитать не изучением казенных натурщиков, а неусыпной наблюдательностью. Нужно так настроить чувствительность воспринимать впечатления, чтобы ни один предмет не пронесся мимо вас, не отразившись в вас, как в чистом, правильном зеркале».