Содержание материала

Охотники на привале

 

В 1871 году на Первой передвижной выставке Василий Григорьевич представил картину «Охотники на привале». Все три героя картины –– известные московские врачи, страстные охотники и друзья Перова. В образе рассказчика художник изобразил Дмитрия Павловича Кувшинникова.

Бессребреник и большой гуманист, Дмитрий Кувшинников собственной волей выбрал работу на самом тяжелом участке Москвы –– в районе Хитрова рынка. Квартира его была в том же районе, в Малом Трехсвятительском переулке. К жене приходили писатели, художники и артисты, Кувшинников подружился с Антоном Павловичем Чеховым, в 1890 году провожал его на Сахалин, вручив на московском вокзале футляр с коньяком, велев распечатать и выпить на берегу океана, что Чехов и выполнил в точности.

Жена Дмитрия Павловича увлекалась живописью, брала уроки у Левитана, и муж, не будучи творческим человеком, уважал ее интересы. Кто же не помнит чеховскую «Попрыгунью», где автор вывел Кувшинникова под фамилией Дымов. Но все это было позже.

Перов сошелся с Кувшинниковым через своего друга Бессонова. Потом они часто охотились вместе. Во время привалов Дмитрий Павлович рассказывал охотничьи байки, Василий Бессонов скептически чесал за ухом, а их коллега, двадцатишестилетний Николай Нагорнов, принимая охотничьи преувеличения за чистую монету, слушал с восторженным удивлением.

Дочь Нагорнова писала исследователю творчества В. Г. Перова: «Кувшинников был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и Василий Владимирович. Они изображены в «Охотниках на привале». Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают: отец внимательно, а Бессонов с недоверием».

После того как картина появилась на выставке, имя Дмитрия Павловича Кувшинникова стало популярным не только в медицинских, но и в литературных, художественных и театральных кругах.

С Бессонова художник написал отдельный портрет, который потом экспонировался на Всемирной выставке в Париже вместе с картиной «Охотники на привале». Картина полюбилась абсолютному большинству зрителей своим добродушием и строгой поэзией осеннего пейзажа, в изображении которого принял участие Алексей Кондратьевич Саврасов.

За свою жизнь Перов написал множество превосходных полотен, украсивших Третьяковскую галерею и лучшие музеи России, но денег было всегда в обрез. Только к сорока годам он скопил пять тысяч рублей на покупку маленького имения вблизи станции Клин. Там проводил летние месяцы, спасаясь от московской пыли. Смерть жены и детей не прошли для него бесследно, Василий Григорьевич заболел чахоткой. Как ни старались для него Третьяков и Лев Толстой, приглашая к нему самых лучших профессоров, художник умер.