Содержание материала

Грамотность среди всего населения.

Ну а теперь давайте вернёмся к цифрам, исчисленным для всего населения. Как показывала всё та же перепись 1897 года, в России шёл рост грамотности населения благодаря подрастающему поколению. Так, в возрастной группе от 40 до 50 лет грамотных было 22,9%; среди людей от 30 до 40 лет -27,6%,среди людей от 20 до 30 лет - 31,9%[28]. Сегодня многие политически ангажированные авторы, пытаясь создать иллюзию успешного развития дореволюционной России,  часто муссируют тему роста грамотности в пореформенный период. Но, во-первых, всё познается в сравнении, а во-вторых, когда речь заходит о грамотности всего населения России, кажется, некоторые авторы просто соревнуются между собой, не только в голословных и вместе с тем пафосных утверждениях, но и в прямых подлогах и фальсификациях.

Вот например, что написал в своей книге известный писатель Шамбаров В. Е.: «А версии о «низкой культуре и “полной неграмотности” большинства тогдашних россиян реальным фактам отнюдь не соответствуют. Просто западные исследователи, оценивая уровень грамотности в России в 30%, допускали “юридическую” подтасовку. Учитывали выпускников гимназий, реальных училищ, земских школ — но не принимали в расчет церковно-приходские, полагая, что они не дают “настоящего” образования. Хотя как раз их-то оканчивали почти все деревенские мальчишки и девчонки, и уж худо бедно, а читать, писать и считать обучались. А в 1912 г. в России вообще был принят закон о начальных училищах и введении обязательного начального образования. Так что неграмотность сохранялась только в некоторых национальных областях Северного Кавказа, Казахстана, Средней Азии, среди “инородцев” Крайнего Севера и Сибири. Но ведь и индус в составе Британской империи или алжирец в составе Франции вряд ли были более образованными. Однако и в этом случае подсчеты велись исключительно для метрополий».

Итак факты: грамотность для России того времени – умение читать. Западные исследователи, как правило,  рассматривают индекс грамотности для всего населения, включая маленьких детей. Грамотность населения не высчитывают, если это показывают данные переписи. А они есть - по переписи 1920 года среди всего населения (все возраста) грамотность составляла 33 %, и речь идёт как раз таки о европейской части России (в 1897 году 24 %), а не о окраинах. А грамотность на всех переписанных территориях (Евр.Россия, Кавказ и Зап. Сибирь) составила 31,9 %[29]. Критерием грамотности было только умение читать (как и по переписи 1897 года). Таким образом, грамотных к 1917 году в России было не более 30-33 % по нашим критериям.

·  Всякий раз, ссылаясь на данные переписи 1920 года важно иметь в виду, что она проходила в условиях войны и охватила только часть территории страны. На неохваченных переписью территориях - восточная Сибирь, Дальний Восток, Ср. Азия и т. д. По переписи 1897 года,  грамотность населения по всей стране была в разы меньше, чем в европейской части России (к слову, в Польше, Прибалтике и Финляндии, она была в разы больше, чем в европейской части России), поэтому в действительности общий показатель грамотности для всего населения в 1920 году был ещё ниже.

По количеству учащихся и окончивших школу грамотность населения не считают. Законченное образование (начальное или среднее) – это не грамотность, это образовательный ценз, о котором мы ещё успеем поговорить.

Откуда Валерий Шамбаров взял сведения о введении закона о всеобщем обучении в 1912 году? К сожалению ни четкое название, ни дату принятия документа он не называет, как не даёт и ссылки на источник. Чтобы прояснить ситуацию с законом об обязательном образовании, процитирую авторов Нового Энциклопедического словаря (1916 года): «можно с уверенностью сказать, что, по мере приближения к цели, возрастание числа учащихся будет все более замедляться, u всеобщее обучение не будет достигнуто до тех пор, пока не будет введено законом обязательное обучение» [30], т. е. обязательность образования в качестве полноценного законодательного акта, для территории всей страны, не введёно вплоть до момента издания этого тома энциклопедии. Далее в дореволюционной энциклопедии достаточно доходчиво расписана судьба всех этих законопроектов, ни один из которых не был принят вплоть до момента издания энциклопедии.  Так же в современной Российской Педагогической Энциклопедии прямым текстом написано: «В дорев. России О. о. предусматривалось в уставах о нар. уч-щах, но практически не реализовывалось»[31]. В другом дореволюционном источнике, официальном ведомственном издании МНП 1916 года прямо сказано, что обязательное обучение в России (включая 14 год) отсутствует[32]. Т.е. вплоть до момента издания этого министерского свода закон об обязательном образовании не был принят!

Об дебатах вокруг введения обязательности обучения очень много писал П. Ф. Каптерев в одном из своих последних изданий 1914 года, но об этом позже. К слову если уж  говорить о законах, то законов о начальных училищах было принято несколько в разное время. Конкретно в 1912 году было принято положение о высших начальных училищах. Впрочем о той дискуссии, которая творилась вокруг новых законов в области образования мы ещё поговорим отдельно. А «вообще» если быть полностью точным, то в большинстве стран Европы законы об обязательном начальном обучении были приняты ещё в 19 веке.

Вот они факты, с которыми гражданин Шамбаров мягко говоря не дружит. К слову это далеко не единственное место в его книге, где автор пишет весьма спорные вещи.

А вот, что написала в своей книге Гращенкова И.: «Новые поколения растут грамотными, и перепись 1920 года фиксирует 86% в возрасте от 12 до 16 лет — свободно читают и пишут».

Итак, по переписи 1920 года среди детей в возрасте 12-16 лет (те, кто должен был посещать начальную школу в 1913-1915 гг.) грамотных было 71 % среди мальчиков и 52 % среди девочек, и это не по всей стране, а только в европейской части России[33]. Таким образом, даже среди подростков в самом развитом регионе страны, была огромная масса неграмотных. Как уже указывалось выше, критерием грамотности было только умение читать. Конечно, это больше чем в 1897 году, но много или мало для 1920 года? Если сравнивать с какими-нибудь африканскими государствами - это много. В сравнении с большими европейскими державами - это страшнейший позор.

Подобных опусов, если не сознательных фальсификаций, у меня, поверьте, накопилась довольно толстая папка. Можно поверить в недобросовестность отдельных авторов, которых уж чересчур много за последние годы расплодилось, но куда смотрят издатели и редакторы!? Почему академическая наука (за исключением отдельных исследователей) никак не реагирует на всё это, фактически спихивая борьбу за чистоту информационного поля земли и сознания подрастающего поколения на слабые (относительно вала пропаганды) плечи школьных учителей истории и обществознания?

Сапрыкин в своей книге утверждает: «об итогах царствования Николая II можно было бы судить только по статистическим данным 20-40-ых годов ХХ века, в частности, по всеобщей переписи 1937 года». Таким образом, он намекает, что, если до революции грамотность медленно повышалась за счёт подрастающего поколения, то и после революции этот процесс шёл такими же черепашьими темпами.

Итак, наиболее надёжные сведения по грамотности населения дают переписи. В первой половине 1880-х годов проводилась подворная перепись. Она предоставляет данные лишь по 110 уездам, что является 1/7 от всего населения России, поэтому данные не применимы для территории всего государства. Но других данных под рукой нет. Поэтому сравним мы их только с европейской Россией. Эта перепись выявила 9,4 % грамотных среди всего населения на переписываемых территориях.  Перепись 1897 года, данные которой Сапрыкин сначала, сознательно или по ошибке, но сфальсифицировал, выявила в Европейской части России 23% грамотных среди всего населения[34]. Т. е. за этот период грамотность выросла примерно на 13,5 %. К 1920 году грамотность всего населения в Европейской части России выросла до 33%[35], прирост - 10 % за два десятилетия. Таким образом, на примере населения европейской части России мы видим, что со времен Александра 3 рост грамотности в России был в общем равномерным, за счёт подрастающего поколения, среди которого всё равно оставалась масса неграмотных. Т. е. между переписью 1897 года и 1920 годом темпы роста грамотности не увеличивались. Это же видно и исходя из данных о новобранцах.   

Примерно на эти же показатели прироста грамотности в 1897-1920 гг. мы выйдем, если рассматривать населения старше 9 лет. Так по переписи 1897 года в Российской империи среди людей старше 9 лет грамотных было 27 % (30% в европейской части страны). По переписи 1920 года умеющих читать среди людей старше 8 лет было 41,7%, и это в европейской части страны (прирост около 10% за 20 лет, примерно 0,5 % в год). В 1926 году грамотность населения СССР старше 9 лет составила 51%[36].

·  Также следует обратить внимание на неравномерность распределения грамотности по группам населения. Так в 1920 году в только  Европейской части России среди городского населения по этой переписи грамотных было 608 чел. на 1000, а среди сельского населения - всего 294 чел. на 1000. Т. е. как минимум 70 % сельского населения в центре страны не умело даже читать. В других регионах (Сибирь, Ср. Азия) эти показатели ещё хуже. Напомним, что крестьяне по переписи 1897 года и к 1913 году составляли не менее 75 % от населения России[37].

Для того, чтобы отобразить процесс роста грамотности обратите внимание на предоставленный ниже график.

grafik.png  

Статистические сведения об изменении темпов роста грамотности после революции, опять же только в Европейской части России, даёт и Большая советская энциклопедия. Число неграмотных на 100 человек всего населения[38]:

image003.gif 

Обратите внимание в таблице речь идёт о всем населении, т. е. фиксируются все возрастные группы. Любопытный факт, когда некоторые политически ангажированные пользователи ЖЖ и прочих интернет-ресурсов копируют данные из БСЭ, напр. про рост грамотности (точнее полуграмотности) новобранцев, эту табличку не копируют, т. е. замалчивают. Интересно почему?!?!?!

Теперь давайте сравним Россию с наиболее передовыми государствами. Общеизвестный факт, что в таких странах, как Англия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Финляндия, Голландия, Дания и Герм. княжества всеобщая грамотность (свыше 90% от всего населения) была достигнута примерно к 1880-м годам[39].

В тоже время в США, по данным на 1880 год, доля неграмотных среди чернокожего населения составляла 61 %, прошло менее 20 лет после отмены рабства и грамотность среди бывших рабов в США была больше, чем среди бывших крестьян в России. Среди белого населения неграмотных было только 8%. К 1910 году среди чернокожего населения неграмотных было 11 %, среди белого 5 %[40].

Как и в ситуации с новобранцами, по темпам и абсолютным показателям грамотности среди населения страны дореволюционная Россия безнадёжно отставала от наиболее передовых государств мира.

Представьте себе картину: где-нибудь эдак в середине 21 века, когда все наиболее развитые государства уже давно развивают свою собственную космическую программу, какая-нибудь небольшая африканская страна, запустит свой первый спутник в космос. После чего кучка местных агитпроповцев начнёт «просвещать»: «гляньте-ка мы вот-вот всю Европу догоним и перегоним в космосе»… Для России того времени ситуация выглядела примерно также.

 Теперь давайте рассмотрим рост грамотности после революции. По переписи 1920 года, умеющих читать среди людей старше 8 лет было 41,7%. По переписи 1926 года грамотных старше 9 лет было уже 51,1 %. Т. е. за шесть лет советской власти грамотность населения выросла почти на 10 %.  По переписи 1939 года грамотность населения старше 9 лет составила 81,2%[41]. Т. е. чуть меньше чем за полтора десятилетия прирост грамотности составил 25-30 %.  Нужно быть слепым, чтобы не видеть, что 1920-1930-е грамотность населения в России росла в разы быстрее, чем до революции.

·  Оценивая первые переписи населения в СССР, важно иметь в виду, что и в первых советских переписях критерии грамотности были занижены – только умение читать без хороших навыков письма.

Если бы советская политика не принесла никаких плодов, как утверждает Сапрыкин, то темпы роста грамотности остались бы теми же, что и до революции, т. к. грамотность увеличивалось бы по-прежнему в основном за счёт  подростков и служащих в армии. Однако скорость выросла, и значительно. Объясняется это очень просто. Так как в обозначенный период шел активный рост грамотности, как среди подрастающего поколения, так и среди взрослого населения. Т.е. тех людей, которые должны были приобрести грамотность в детском или подростковом возрасте. Как отмечалось ранее, в дореволюционной России рост грамотности населения шёл преимущественно благодаря подрастающему поколению. Массовых же программ по ликвидации безграмотности среди взрослого населения до революции понятное дело не было.

В 1920-1930 годы была развёрнута массовая и беспрецедентная по своим масштабам программа по ликвидации безграмотности, рассчитанная и на взрослое население, мужчин и женщин, находящихся в самом расцвете сил. По всей стране создавалась широкая сеть Ликпунктов и школ грамотности, в которых шло фронтальное обучение неграмотных и малограмотных людей в возрастных группах от 8 до 50 лет. Обучение в них было бесплатным и обязательным[42]. Таким образом, новая власть отдавала народу долг предыдущего режима.

В 1920 году только на территории РСФСР в таких школах по ликвидации неграмотности обучалось уже 1 124 849 человек. В 1925/1926 гг. в них обучалось 908 654 человек. В 1930/1931 году уже 4 497 888 человек. Школы по ликвидации неграмотности и малограмотности в РСФСР и учащиеся в них[43].

Учебный год

Число школ

Число учащихся

1920/1921

39 834

1 124 849

1925/1926

31 681

908 654

1930/1931

158 191

4 497 888

1931/1932

 

8 098 000

 

Только за период с 1917 по 1927 гг. по программе ЛИКБЗ было обучено грамотности 10 миллионов людей. За 4 года первой пятилетки только на территории РСФСР прошли обучение 29 миллионов человек. А за 3 года уровень образования повысили 17 миллионов малограмотных. Всего с 1923 по 1939 гг. на территории СССР было обучено 50 миллионов неграмотных и 40 миллионов малограмотных людей[44].

·  Интересно, что если по переписи 1897 года самый высокий уровень грамотности мужчин  был среди подростков 12-15 лет (589 на 1000  среди мальчиков), то по переписям 1920 и 1926 гг. самый высокий уровень грамотности был среди мужчин, в возрасте 20-24 лет (790 на 1000) [45]. Очевидно, сказывалась обязательное обучение грамоте в армии. Т. к.  первую очередь борьба с неграмотностью была развёрнута именно в РККА.  Грамотность женщин, как и по переписи 1897 года, по-прежнему самой высокой была среди девочек-подростков.

Соответственно советские переписи 1920 и уж тем более 1930-х годов ну никаким образом не могут свидетельствовать об итогах политики Николая II.  Но раз уж наш автор так настаивает, давайте узнаем, что же там такое показала перепись 1937 года, всё население СССР по которой составило 162 039 470, из них[46]:

image004.jpg 

Давайте рассмотрим приведённые выше данные. В первую очередь обратите внимание на возрастную группу 40-44-х летнего возраста. В 1910 году этим людям было по 13-17 лет, а в 1920 по 24-28 лет. Значит, школьный возраст, как и всё детство и юность этих людей  пришлось как раз на последние годы правления Николая II, которые сами промонархически настроенные историки считают не меньше, чем пиком распространения грамотности. Итак, среди мужчин в возрасте от 40 до 44 лет доля неграмотных составляла 33 %, среди женщин 40-44 лет неграмотных была половина. У женщин 30-34 лет (должны были пойти в начальную школу в 1910-1914 годы) неграмотных была треть, а у мужчин этого же возраста 20%[47].

Значит ли это, что все грамотные люди от 30 и старше  приобрели грамотность в школьном возрасте? Разуметься нет, так как мы уже выяснили, что за прошедшее время через курсы ликбеза прошло огромное количество людей разных возрастов. В 1930-е годы боролись уже не столько с неграмотностью сколько с малограмотностью. Более того, как в дореволюционной России, так и в советское время имело место такое явление как рецидив безграмотности[48]. Крестьяне, составлявшие основную массу населения страны, не используя навыки чтения и письма в своей постоянной обыденной жизни, постепенно утрачивали эти навыки.

·  К сведению: Борьба с малограмотностью в 1930-х годах, согласно ряду специальных исследований  по существу уже была именно борьбой с рецидивами безграмотности[49]. В отдельных регионах это отмечалось вплоть до конца 1930-х годов. На самом деле борьба с неграмотностью не ограничивалась только обучением неграмотных и малограмотных людей, а затрагивала все сферы жизни общества. Росло число библиотек, менялся быт людей. Иными словами для настоящей победы над безграмотностью нужна была кардинальная перестройка всего жизненного уклада страны. Это произошло только в 1930-1940-е годы.

И повторюсь, выдавать показатели грамотности населения за доказательство того, что так наз. школьная сеть достигла необходимых количественных показателей неприемлемо. Понятие образованности в данном случае просто пытаются подменить понятием грамотности.

И так, теперь, когда мы разобрались, что процесс распространения грамотности в России до революции шёл не только с запозданием на 50 лет от европейских стран, но и сами темпы распространения грамотности были в разы ниже, чем в тех же США, давайте-ка взглянем на данные по образованности.

Для рассмотрения этого показателя рассмотрим данные переписи 1937 года, на которую так любят ссылаться разного рода антисоветчики. Самый высокий показатель среднего образования по переписи 1937 года, был среди людей в возрасте 20-24 лет - 1 618 377 от 14 443 520, что составит примерно 11% от людей 20-24 лет. Это в несколько раз больше, чем среди 45-49 летних (303 373 от 6 605 468 – 4,59 %) [50]. Примерно также обстоит дело и с высшим образованием. Само собой разумеющееся, что все люди от 34 лет и младше получили среднее и высшее образование уже при советской власти.

Если рассмотреть людей старших возрастов, то видно, что доля населения со средним образованием повышается и среди них. Так, например, среди людей в возрасте старше 50 лет таковых чуть больше 2%. Это безусловно свидетельствует, что доля людей со средним образованием росла и до революции. Но, во-первых, в дореволюционной России среднее образование носило сословный характер, и было платным (о его доступности мы ещё упомянем ниже). Да и темпы эти были ниже, чем послереволюционные. А во-вторых, в 1920—1930-е годы была создана и сеть средних школ для взрослых, в которых люди старших возрастов обучаясь, повышали свой образовательный ценз. К 1927/28 учебному году таких школ было 900, численность учащихся в которых с 1927/28 по 1934/35 учебные годы увеличилась с 75,4 до 193,8 тысяч человек[51] только на территории РСФСР. 

Таким образом, если взглянуть на численность образованных людей, то видно, что в именно 1920-1930 годы был совершён резкий рывок в образованности населения в сравнении с дореволюционным периодом.